Система охлаждения ЗМЗ-406

Запчасти и комплектующие двигателей ЗМЗ для автомобилей УАЗ-31514, УАЗ-31512, УАЗ-3303, УАЗ Хантер, УАЗ-Патриот, Волга ГАЗ-3110, 31105, Газель 3302, Соболь

 

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110)

 

Система охлаждения ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) (рис. 1) - жидкостная, закрытая, с принуди­тельной циркуляцией.

 1. Схема системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406(ГАЗ-3110) 

1 - сливной краник блока цилиндров; 2 - радиатор отопителя; 3 - краник отопителя; 4 - двигатель; 5 - дроссельный патрубок; 6 - термостат; 7 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 - датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости; 9 - электровентилятор; 10 - радиатору11 - пробка расширительного бачка; 12 - расширительный бачок; 13 - сливной краник радиатора; 14 - датчик включения электровентилятора; 15 - водяной насос

Система охлаждения ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) состоит из водяной рубашки в блоке и го­ловке цилиндров двигателя, водяного насоса, термостата, радиатора, рас­ширительного бачка,электровентилятора, сливных краников, датчиков температуры охлаждающей жидкости, перегрева охлаждающей жидко­сти и включения электровентилятора, пробки расширительного бачка,

В систему также включен радиатор ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) отопителя кабины.

Поддержание правильного температурного режима двигателя ока­зывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономич­ность его работы.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости 80-90°С поддерживается при помощи термостата, действующего авто­матически, и электровентилятора, включаемого отдатчика через реле управления электровентилятором при достижении температуры ох­лаждающей жидкости 92°С.

Электровентилятор включен до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет до 87°С. В холод­ное время года для поддержания оптимальной температуры охлаждаю­щей жидкости используется также чехол, устанавливаемый на обли­цовку радиатора.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов ЗМЗ-406 имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата.

Кроме того, в комбинации приборов имеется сиг­нальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109°С.

Датчик сигнальной лампы также ввернут в корпус тер­мостата. При загорании лампы следует немедленно остановить двига­тель, установить и устранить причину перегрева.

 

Термостат ЗМЗ-406

 

Термостат ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) (рис. 2) с твердым наполнителем, двухклапанный, ти­па ТС 107-01 расположен в корпусе, установленном на выходном от­верстии головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.

 2.  Принцип действия термостата ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110)

A - термостат закрыт; Б - термостат открыт

Основной клапан термостата ЗМЗ-406 начинает открываться при темпера­туре охлаждающей жидкости 78-82°С. При температуре 94°С он пол­ностью открыт.

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения дви­гателя.

При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения. 

Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором ЗМЗ-406, и термо­стат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электро­двигатель отопителя.

Термостат ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) автоматически поддерживает необходимую температу­ру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуля­цию жидкости через радиатор.

В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, поч­ти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным возду­хом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

 

Водяной насос (помпа) ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110)

 

Помпа ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) (рис. 3) центробежного типа. Расположена и за­креплена на крышке цепи.

 3. Водяной насос (помпа) ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110)

1 - ступица; 2 - фиксатор; 3 - корпус; 4 - сальник; 5 - крыльчатка; 6- контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости; 7- валик с подшипником

Подшипник 7 отделен от охлаждающей жид­кости самоподтягивающимся сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба.

Жид­кость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6, которое периодичес­ки надо прочищать.

Подшипник от перемещения удерживается фикса­тором 2, который завернут до упора и закернен.

Подшипник заполня­ется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 помпы напрессованы на валик под­шипника.

 4. Схема натяжения ремня привода агрегатов ЗМЗ-406

Привод водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) и генератора осуществляется поликлино­вым ремнем 6РК1220 от коленчатого вала. Натяжение ремня произво­дится изменением положения натяжного ролика (рис. 4).

Наиболее характерной неисправностью водяной помпы ЗМЗ-406 является течь охлаждающей жидкости через сальник в результате износа коль­ца скольжения сальника и рабочего торца ступицы крыльчатки, а так­же потери упругости манжеты сальника.

Подтекание охлаждающей жидкости через сальник обнаруживается через контрольное отверстие, расположенное в средней части корпуса насоса, внизу.

Другой неисправностью помпы ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) является износ подшипника насоса. Это вы­зывает шумную работу насоса.

Износ подшипника можно определить по величине осевого перемещения наружной обоймы относительно ва­лика, которая не должна превышать 0,25 мм при нагрузке 1 даН (кгс).

Устранение обеих неисправностей достигается заменой изношен­ных деталей новыми, для этого необходимо разобрать водяной насос,

Разборка водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 производится в следующем порядке:

съемником снять крыльчатку;

съемником снять ступицу;

вывернуть фиксатор подшипника;

выпрессовать из корпуса подшипник в сборе с валиком;

выпрессовать из корпуса сальник.

Промыть и очистить детали насоса, удалить отложения с крыльчат­ки и корпуса. Изношенный рабочий торец ступицы крыльчатки шлифо­вать до устранения выработки "как чисто".

 

Сборка насоса ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) производится в следующем порядке:

с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус насоса, предварительно нанеся на соединяемые по­верхности клей-герметик;

запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса, подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует;

завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходи­ло самоотворачивание фиксатора;

напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдер­жав размер 106,0±0,2 мм;

напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между крыльчаткой и корпусом 0,9-1,3 мм.

При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник водяной помпы ЗМЗ-406 от усилий запрессовки, т. е. упор при напрессовке должен осу­ществляться на торец валика.

 

Система вентиляции картера ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110)

 

Система вентиляции картера ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) (рис. 5) - закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной трубе 5. Маслоотража­тель 2 размещен в крышке клапанов 1.

При работе двигателя ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110) на холостом ходу и малых нагрузках газы из картера отсасываются через малую ветвь 6 в канал 4 системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы голо­вки цилиндров. На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.

 5. Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-406 (ГАЗ-3110)

1 - крышка клапанов; 2 - маслоотражатель; 3 - трубка маслоотводящая; 4 - продольный капан системы холостого хода; 5 - ресивер с впускной трубой; 6 - шланг малой ветви вентиляции; 7 - шланг основной ветви вентиляции

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиля­ции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной головине. Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами.